Часто нарушение контакта с собой начинается в детстве. Например:
- Ребёнок говорит: «Я устал», а ему отвечают: «Не выдумывай».
- Девочка плачет от страха, а мама говорит: «Ты же у меня смелая!».
- Подросток говорит: «Мне не нравится эта школа», а отец: «Соберись, это твоё будущее!»
Таким образом, внутренние сигналы постепенно перестают быть «разрешёнными». Возникает разрыв между тем, что я чувствую, и тем, что «можно» чувствовать. У многих клиентов в терапии появляется даже чувство тревоги, когда они вдруг впервые честно признаются: «А я вообще-то злюсь…» - потому что с детства за это наказывали или стыдили.
Кроме того, нарушение контакта с собой усиливается в семьях, где:
- ценится послушание и самопожертвование,
- поощряется идеал «удобного» ребёнка,
- эмоциональные реакции игнорируются или высмеиваются,
- потребности взрослых ставятся выше детских.
Это приводит к тому, что человек вырастает, но живёт не своей жизнью - не из внутреннего желания, а из внешнего ожидания: «так надо», «так правильно», «меня за это похвалят».